|
Управление изображениемТак как в окне помещается только часть большого буфера, Emacs старается показывать ту часть, которая может быть интересна. Команды управления изображением позволяют вам указать, какой именно фрагмент текста вы хотите видеть, и как его отображать. ПрокруткаЕсли буфер содержит текст, который не умещается в пределах окна, отображающего этот буфер, то Emacs показывает некую непрерывную часть этого текста. Показанный раздел всегда содержит точку. Прокрутка означает передвижение текста вверх или вниз в окне так, что становятся видимыми различные его части. Прокрутка вперёд означает, что текст двигается вверх, а новый текст появляется снизу. Прокрутка назад двигает текст вниз, а новый текст появляется сверху. Прокрутка происходит автоматически, если вы сдвигаете точку за верхнюю или нижнюю границу окна. Вы можете также явно затребовать прокрутку при помощи команд из этого раздела.
Основной командой прокрутки является
C-l ( Команды прокрутки
C-v и M-v позволяют вам двигать весь текст в окне вверх
или вниз на несколько строк. C-v ( Имена команд прокрутки основаны на направлении, в котором движется текст в
окне. Таким образом, команда прокрутки вперёд называется Чтобы прочитать буфер по целому окну, используйте
C-v без аргумента. Эта команда берёт последние две строки,
находящиеся внизу окна, и ставит их в начало, и за ними далее следует почти все
окно строк, невидимых ранее. Если точка находилась в тексте, ушедшем за верхний
край окна, то она передвигается в новую вершину окна. M-v без
аргумента двигает текст в обратном направлении с аналогичным перекрыванием.
Количество перекрывающихся строк при C-v или M-v
управляется переменной Некоторым пользователям нравится, когда команды прокрутки
всего окна сохраняют точку на одной строке экрана. Чтобы включить такое
поведение, установите переменную Другой способ выполнить прокрутку -- использовать команду C-l с числовым аргументом. C-l с заданным аргументом не очищает экран, она только прокручивает выбранное окно. С положительным аргументом n она перемещает текст так, чтобы установить точку на n строк вниз от вершины. Аргумент, равный нулю, устанавливает точку на самую верхнюю строку. Точка не двигается по отношению к тексту; скорее, текст и точка двигаются на экране жёстко связанные вместе. C-l с отрицательным аргументом устанавливает точку на заданное число строк выше от конца окна. Например, C-u - 1 C-l устанавливает точку на нижней строке, а C-u - 5 C-l устанавливает её на пять строк выше конца окна. Просто C-u в качестве аргумента в C-u C-l прокручивает точку к центру экрана. Команда C-M-l
( Прокрутка происходит автоматически, если во время
просмотра текста точка ушла из видимой его части. Обычно автоматическая
прокрутка центрирует точку в окне по вертикали. Однако, если вы установите
переменную Переменная Горизонтальная прокруткаГоризонтальная прокрутка -- это сдвиг всех строк в окне в сторону, так что некоторый текст около левого края становится не виден совсем.
Когда окно прокручивается по горизонтали, строки текста становятся усеченными, а не продолженными. (смотрите раздел Строки продолжения); знак `$' появляется в первом столбце, если есть текст, усеченный слева, и в последнем столбце, если существует текст, усеченный справа. Команда C-x < ( C-x > ( Вы можете потребовать автоматической горизонтальной прокрутки, включив режим Hscroll. Когда этот режим задействован, Emacs горизонтально прокручивает окно всякий раз, когда это необходимо для сохранения точки видимой и расположенной не слишком далеко от левого или правого края. Команда для включения и выключения этого режима -- M-x hscroll-mode. Режим FollowРежим Follow -- это второстепенный режим, который делает так, что два окна, показывающие один и тот же буфер, прокручиваются как одно большое "виртуальное окно". Чтобы использовать режим Follow, перейдите во фрейм с одним окном, разбейте его на два примыкающих окна с помощью C-x 3 и затем напечатайте M-x follow-mode. Теперь вы можете редактировать буфер в любом из двух окон или прокручивать любое из них; второе окно будет следовать изменениям. Чтобы выключить режим Follow, напечатайте M-x follow-mode второй раз. Выборочный показEmacs обладает способностью прятать строки, смещенные вправо больше чем на определенное количество столбцов (вы сами задаёте их число). Вы можете использовать это для получения обзора части программы. Чтобы спрятать строки, наберите C-x $
( Команды C-n и C-p перемещаются сквозь спрятанные строки, как если бы их не было. Спрятанные строки по-прежнему присутствуют в буфере, и большинство команд редактирования видят их как обычные, так что можно установить точку посередине спрятанного текста. Когда это происходит, курсор появляется в конце предыдущей строки после трех точек. Если точка находится в конце видимой строки перед завершающим её знаком перевода строки, курсор появляется перед тремя точками. Чтобы сделать вс видимым снова, наберите C-x $ без аргумента. Если вы установите переменную
Дополнительные возможности строки режимаКогда включён режим Line Number, в строке режима появляется номер текущей строки, где находится точка. Используйте для переключения этого режима команду M-x line-number-mode; обычно он включён. Номер строки появляется перед поз, позицией в процентах от объема буфера, с буквой `L' для указания на то, что это такое. Смотрите раздел Второстепенные режимы, для дальнейшей информации о второстепенных режимах и о том, как применять эту команду. Если буфер очень большой (больше, чем значение переменной
Вы также можете показать номер текущего столбца, включив режим Column Number. Он отображает номер текущего столбца после буквы `C'. Для переключения этого режима напечатайте M-x column-number-mode. Emacs может показывать время и загрузку системы во всех строках режима. Чтобы задействовать эту возможность, напечатайте M-x display-time. Эти сведения, добавляемые к строке режима, обычно появляются после имени буфера перед именами режимов. Это выглядит так: чч:ммpm з.зз Здесь чч и мм обозначают часы и
минуты, за которыми всегда следуют `am' или `pm'.
з.зз -- это среднее число процессов, запущенных во всей системе.
(Некоторые поля могут быть пропущены, если ваша операционная система не
поддерживает их.) Если вы предпочитаете видеть время в двадцатичетырехчасовом
формате, установите переменную Если для вас есть почта, которую вы ещё не читали, после уровня загрузки появляется слово `Mail'. Как отображается текстПечатные знаки ASCII (с восьмиричными кодами от 040 до 0176) отображаются в буферах Emacs как их собственные графические представления. То же и для многобайтных печатных знаков, не входящих в ASCII (с восьмиричными кодами выше 0400). Некоторые управляющие знаки ASCII отображаются особым образом. Знак новой строки (восьмиричный код 012) отображается как начало новой строки. Знак табуляции (восьмиричный код 011) показывается продвижением до следующей позиции табуляции (обычно через каждые 8 столбцов). Другие управляющие знаки ASCII обычно отображается как шапочка (`^'), за которой следует неуправляющая версия знака; таким образом, control-A показывается как `^A'. Не-ASCII-знаки от 0200 до 0377 отображаются с помощью восьмиричных управляющих последовательностей; например, знак с кодом 0243 (восьмиричным) выводится как `\243'. Однако, если вы включите отображение европейских алфавитов, то большинство этих знаков станут печатными не-ASCII-знаками и будут отображаться с использованием их графических представлений (в предположении, что ваш терминал поддерживает это). Смотрите раздел Поддержка однобайтных европейских знаков. Переменные управления изображениемЭтот раздел содержит информацию только для настройки. Начинающим пользователям стоит его пропустить. Переменная Если переменная Если переменная Когда вы снова входите в Emacs после прерывания, Emacs
обычно очищает экран и перерисовывает все изображение. На некоторых терминалах,
имеющих более одной страницы памяти, можно сделать такую запись termcap, чтобы
строки `ti' и `te' (выводимые терминалу, когда в Emacs
входят и выходят, соответственно) переключали страницы памяти так, чтобы
использовать одну для Emacs, а вторую для другого вывода. Затем, вы можете по
желанию установить переменную Переменная Если переменная Обычно знак табуляции показывается в буфере как пробел,
который простирается до следующей позиции табуляции дисплея; остановки по
табуляции происходят через интервал, равный восьми пробелам. Число пробелов в
табуляции управляется переменной Если переменная Если переменная Переменная Вы можете настроить способ вывода каждого конкретного знака с помощью таблицы отображения. Смотрите раздел `Display Tables' в The Emacs Lisp Reference Manual. Назад | Вперед | Содержание |
|
Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения. Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин, 2004-2024 |
Социальные сети