Центральный Банк России утвердил план повышения доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью, маломобильных и пожилых граждан. Соответствующий документ за подписью председателя Центробанка опубликован на сайте регулятора.
План, рассчитанный на период до 2024 года, включает 18 мероприятий. Отмечается, что целью дорожной карты является минимизация трудностей, которые могут испытывать указанные группы населения при получении финансовых услуг.
В частности, дорожная карта предусматривает работу по управлению средствами людей с ментальными нарушениями, оставшимися без попечения, а также проработку вопроса раздельного использования биометрических данных и использования дополнительных типов биометрии для граждан, которые не могут использовать её традиционные модальности (лицо и голос).
Кроме того, предполагается сформировать предложения по дополнению регламента выдачи паспортов нормой о проставлении особой отметки в графе личной подписи для недееспособных или ограниченно дееспособных россиян. Отмечается, что такая мера позволит отличать недееспособных и ограниченно дееспособных граждан от людей, которые испытывают сложности с проставлением личной подписи, и, соответственно, исключить случаи необоснованного отказа последним в обслуживании.
В документе предлагается также внести изменения в законодательство с целью обеспечения беспрепятственного доступа людей с инвалидностью к информации и услугам, представляемым в электронно-цифровой форме, а также разработать предложения по предотвращению финансовых потерь указанной категории граждан вследствие мошеннических действий. Более того, дорожная карта предусматривает также обеспечение граждан с инвалидностью, которые испытывают сложности с проставлением подписи, правом использовать биометрию для подтверждения согласия на оказание финансовых услуг.
Также документ регламентирует планы проработать вопросы взаимодействия с финансовой организацией представителей граждан с инвалидностью при предоставлении им финансовых услуг. В рамках решения этой задачи планируется изучить возможность применения финансовыми организациями дистанционного обслуживания доверенных лиц, включая аутентификацию и проверку их полномочий, а также направления в кредитные организации разъяснений о порядке выдачи представителям людей с инвалидностью платёжных карт и ПИН-конвертов.
План мероприятий («дорожная карта») по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2022-2024 годы
Далее приводится фрагмент содержательной части плана.
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, признаёт, что инвалидность является результатом такого взаимодействия, которое происходит между людьми, имеющими нарушения здоровья, и отношенческими, а также средовыми барьерами и которое препятствует полному и эффективному участию этих людей в жизни общества наравне с другими. Пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены меры по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
План мероприятий («дорожная карта») по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2022-2024 годы (далее - Дорожная карта) разработан в целях продолжения работы, которая велась в рамках завершённого Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2020, 2021 годы, утвержденного 8 июня 2020 года (№ ПМ-01-59/55). Мероприятия Дорожной карты традиционно направлены на повышение доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения (далее совместно - ДСП и МГН), которые при взаимодействии с финансовыми организациями могут испытывать трудности при получении ими финансовых услуг. Вместе с тем в Дорожной карте особое внимание уделяется повышению защищенности ЛСИ и МГН в процессе получения финансовых услуг, в том числе посредством дистанционных каналов обслуживания.
Основная цель мероприятий, приведённых в Дорожной карте, — обеспечить эволюционное изменение среды предоставления финансовых услуг, чтобы устранить различия в финансовой доступности для разных категорий граждан и обеспечить решение проблем, возникающих у ЛСИ и МГН при получении финансовых услуг. Одновременно необходимо усилить внимание к вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, а также устранить барьеры, препятствующие получению ЛСИ и МГН финансовых услуг наравне с другими гражданами, с акцентом на отношенческие барьеры, преодоление которых, в свою очередь, повлияет на устранение средовых барьеров. Необходимо объяснить, обучить, а при необходимости потребовать (с использованием законодательных, нормативных и надзорных возможностей) от финансовых организаций и их руководителей обеспечения равных возможностей для ЛСИ и МГН по доступу к финансовым услугам, аналогичному доступу людей без ограничений по здоровью.
Все мероприятия, перечисленные в Дорожной карте, предназначены для выявления, анализа и устранения барьеров, возникающих при получении ЛСИ и МГН финансовых услуг.
...
1. Дополнение карты географического распределения точек доступа к финансовым услугам информацией по устройствам самообслуживания финансовых организаций (банкоматам, терминалам), адаптированным под нужды ЛСИ и МГН
2. Проработка вопросов организации деятельности с целью сбережения и управления денежными средствами и иным имуществом для людей с ментальными нарушениями2, оставшихся без родственников (помощников) и (или) опекуна и (или) попечителя. Оценка целесообразности и определение возможных форм осуществления указанной деятельности
2.1. Подготовка рекомендаций для финансовых организаций по организации деятельности с целью сбережения и управления денежными средствами и иным имуществом людей с ментальными нарушениями, оставшихся без родственников и (или) опекуна и (или) попечителя (при условии принятия решения о целесообразности и формах осуществления указанной деятельности в ходе проработки пункта 2 Дорожной карты)
3. Развитие деятельности по разработке, оценке эффективности и совершенствованию рекомендаций по преподаванию основ финансовой грамотности и образовательных программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности ЛСИ и МГН, с акцентом на людей с ментальными нарушениями, с целью повышения уровня защищенности указанных групп населения при совершении финансовых операций и формирования у них ответственного финансового поведения
4. Продолжение работы по адаптации обучающих материалов по финансовой грамотности в формате, доступном для восприятия людьми с ментальными нарушениями, и разработке новых материалов, содержащих рекомендации непосредственно для людей с ментальными нарушениями (дополняющих существующие материалы). Размещение указанных материалов на соответствующих информационнопросветительских и (или) образовательных ресурсах. Дополнительное размещение указанных материалов на иных информационных ресурсах (при необходимости)
5. Проведение двух этапов исследования финансовой доступности для людей с инвалидностью в 2023 и 2024 годах.
6. Продолжение деятельности по выявлению наиболее значимых проблем в сфере страхования ЛСИ и МГН, подготовка рекомендаций с целью снятия необоснованных ограничений (при их выявлении), проведение системной работы по повышению доступности страховых услуг для ЛСИ и МГН
7. Подготовка и распространение, в том числе в формате очных и (или) дистанционных обучающих мероприятий, информационнопросветительского контента, направленного на повышение уровня финансовой киберграмотности и кибергигиены для ЛСИ и МГН
8. Проработка возможности раздельного использования в ЕБС основных биометрических модальностей (голос и лицо), а также использования в ЕБС дополнительных модальностей для удаленной идентификации и аутентификации ЛСИ и МГН, испытывающих затруднения с использованием принятых модальностей (голос и изображение лица), с учетом перевода ЕБС в статус государственной информационной системы.
9. Оценка эффективности рекомендаций3 по методам обслуживания и коммуникации работников финансовых организаций с людьми с ментальными нарушениями. Определение необходимости дополнений рекомендаций и целесообразности их внедрения
9.1. Дополнение рекомендаций по методам обслуживания и коммуникации работников финансовых организаций с людьми с ментальными нарушениями по итогам оценки их эффективности и направление соответствующих рекомендаций в адрес финансовых организаций (при условии принятия решения о целесообразности дополнения рекомендаций в ходе проработки пункта 9 Дорожной карты)
10. Ежегодное проведение обследований по применению кредитными организациями рекомендаций Банка России по формированию доступной среды для ЛСИ и МГН4 (в течение срока действия Дорожной карты)
11. Проработка вопроса по созданию механизмов поддержки трудоустройства ЛСИ и МГН в финансовые организации. По итогам проработки указанного вопроса - распространение лучших практик среди финансовых организаций
12. Проработка вопросов об определении сторон, ответственных за адаптацию для ЛСИ и МГН инфраструктуры и входных групп в арендованных финансовыми организациями помещениях и на прилежащих к ним территориях (например, парковках), введении обязанности такой адаптации и ответственности за ее нарушение
13. Проработка вопроса по обеспечению для финансовых организаций возможности получения информации о дееспособности клиента в онлайн- режиме (на основании информированного согласия клиента)
14. Формирование предложений по дополнению регламента выдачи паспорта3, устанавливающего условия проставления в паспорте прочерка в графе «личная подпись», условиями проставления в графе «личная подпись» паспорта иных элементов, позволяющих определить недееспособность / ограниченную дееспособность клиента и тем самым отличить такого гражданина от дееспособных граждан из числа ЛСИ и МГН, которые испытывают сложности с проставлением подписи из-за имеющихся особенностей здоровья, в целях исключения случаев необоснованного отказа в обслуживании указанной группе клиентов
15. Проработка вопроса по внесению изменений в статью 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регламентирующих создание условий для беспрепятственного доступа ЛСИ и МГН к информационным ресурсам, информации и услугам, представляемым организациями в электронноцифровой форме
16. Разработка предложений по внесению изменений в законодательство, направленных на предотвращение финансовых потерь ЛСИ и МГН в результате мошеннических действий, в том числе с использованием методов социальной инженерии, и оценка целесообразности их внедрения
17. Проработка вопроса по обеспечению возможности использования биометрических персональных данных гражданами из числа ЛСИ и МГН, которые испытывают сложности с проставлением подписи из-за имеющихся особенностей здоровья, в качестве механизма подтверждения согласия на оказание различных финансовых услуг, альтернативного собственноручной подписи, в том числе с учетом перевода ЕБС в статус государственной информационной системы
18. Проработка вопросов обеспечения взаимодействия с финансовой организацией представителей (доверенных лиц) клиента из числа ЛСИ и МГН в процессе предоставления клиентам из числа ЛСИ и МГН финансовых услуг, в том числе:
проработка возможности применения финансовыми организациями дистанционных каналов обслуживания в целях идентификации, аутентификации и проверки полномочий представителей клиента из числа ЛСИ и МГН для проведения операций, инициированных клиентом из числа ЛСИ и МГН с использованием дистанционных каналов обслуживания;
проведение анализа нормативных правовых актов и при необходимости иных документов и при наличии целесообразности направление в кредитные организации разъяснений по порядку выдачи платежных карт и (или) ПИН-конвертов, представителям клиентов из числа ЛСИ и МГН, имеющим соответствующие полномочия.
План повышения доступности в формате pdf (не содержит текстовый слой для программ экранного доступа) можно загрузить по ссылке https://www.cbr.ru/Content/Document/File/144054/2023-01-12_pm-01-59_2.pdf.
Социальные сети